Легко ли быть православным геем в Петербурге?

Гомосексуализм неожиданно стал самой обсуждаемой темой в России – как в связи с принятым в Петербурге законом о запрете его пропаганды, так и вообще. Как показывает социологические опросы, общество с трудом принимает инаковость сексуальных меньшинств, особенно если эта инаковость хоть как-то проявляется публично.

Между тем члены ЛГБТ-сообщества готовы выходить из тени, доказывая в том числе, что между ЛГБТ* и христианством нет никаких противоречий. На вопросы Online812 ответил Валерий — один из организаторов Христианского форума ЛГБТ, который прошел в Петербург в прошлом году.

— Для начала скажите — вы когда осознали себя верующим человеком?
— Крещен я был в младенчестве в Православной церкви. В детстве то мама, то бабушка водили меня в церковь к причастию.  В 10 лет я принял сознательное решение посещать Воскресную школу. Там я проучился до 16 лет и получил весьма неплохое православное образование. Как любой благовоспитанный православный подросток я задумывался о том, чтобы посвятить свою жизнь монашеству. Несмотря на довольно углубленное изучение православной традиции, в Воскресной школе мне не хватало изучения других христианских деноминаций и других религий. В какой-то момент, видя мой интерес к другим конфессиям, священник, который руководил нашей группой в Воскресной школе, пригласил меня на встречи организации, которая занималась «реабилитацией» молодежи, «пострадавшей от сект». Туда с миссионерскими целями приходили ребята из протестантских церквей. Так я подружился с ребятами из Евангелической Русской Церкви (ЕРЦ). Позже познакомился с людьми из организации «Militia Dei» — изначально это была межконфессиональная организация, но затем она стала сугубо католической. С 1996 года я стал активным участником только зарождавшегося тогда в Петербурге «Общества Друзей Священного Писания». В итоге всех этих моих христианских контактов я ушел от православного эксклюзивизма к эксклюзивизму христианскому (исключительно в рамках тринитарной традиции).

— И как все это соотносилось с вашей сексуальностью?
— Безусловно, учеба в православной Воскресной школе, и радио «Теос», и «Militia Dei», и ОДП способствовало моему укоренению в довольно консервативной христианской традиции, пораженной сексофобией вообще и гомофобией в частности. Поэтому, когда  в  возрасте 13 — 15 лет я стал осознавать свою сексуальность, и что влюбляюсь я не как положено всем христианским мальчикам в девочек, а в мальчиков, то меня это стало довольно сильно угнетать. Читая Библию, поучения св. отцов, тексты по «христианской этике», я везде настойчиво встречал одну и ту же идею: «мужеложники царства Божия не наследуют».

Я не мог понять этой несправедливости: вот он я, стараюсь жить христианской жизнью, борюсь со своими греховными чувствами и при этом однозначно «не наследую царства Божия». Православные священники, к которым я в то время обращался, ничего вразумительного мне не сказали, кроме «постись, молись, Господь избавит, на всё Его воля». И я молился, постился, участвовал в Таинствах, но Господь все не избавлял и не избавлял.

Это было даже забавно, но в духе определенной православной традиции: долгое время я верил в то, что уже при жизни я осужден  на адские муки, при этом мне все равно необходимо «вести православный образ жизни». От самоубийства меня останавливало только то, что это тоже грех: не хотелось усугублять свою посмертную участь еще и вечным наказанием за самоубийство.

К сожалению, в тот момент рядом не оказалось человека, который бы мне объяснил, что «Мытарства преподобной Феодоры» и «Божественная комедия» Данте не отражают реальную загробную ситуацию. Какую-то надежду я получил только после более близкого знакомства с харизматическим движением. Именно харизматия помогла мне преодолеть негативное восприятие себя как верующего (но не как гея), что привело к значительному улучшению ситуации с моей депрессией. В этот период я стал посещать и более либеральный православный приход.

— Вы рассказали другим о своей ориентации?
— Все это время я никогда не рассказывал своим христианским друзьям (а тогда у меня были друзья только среди христиан) о своих гомосексуальных чувствах. Я боялся того, что они не примут меня. И, в принципе, так это и произошло. Уже после того, как я в «покаянных беседах» рассказал некоторым своим друзьям о своих «греховных чувствах», меня приняли как кающегося грешника. Но когда я перестал воспринимать свою гомосексуальную ориентацию греховной, и сказал об этом, то с подавляющим большинством людей, которых я раньше считал друзьями, мое общение прервалось. К тому моменту мне уже исполнилось 20 лет.

Что помогло мне примириться с моей гомосексуальностью? Доступ в интернет. Там я стал читать тексты на сайтах западных ЛГБТ-христиан. В начале мне было все это очень сложно осмыслить и принять (во-первых, из-за того, что мой английский был не настолько хорош и, во-вторых, консервативное мышление – такая штука, которая за пять минут не меняется). В целом мне понадобилось 3 года с момента первого знакомства с богословским обоснованием либеральных по отношению к ЛГБТ церквей для принятию этой позиции.

Результатом этого моего пути и стал первый сайт ЛГБТ-христиан на русском, из которого впоследствии и выросло служение «Nuntiare et Recreare». Название в переводе с латинского означает «возвещать и укреплять». Это, в общем, и является миссией служения: возвещать всем людям, независимо от их сексуальной ориентации и гендерной идентичности, весть о Божьей любви и укреплять их в этом.

— А как появилась идея провести христианский ЛГБТ- форум?
— Первый христианский форум ЛГБТ прошел в Петербурге в 2004 году. Тогда было всего 9 участников, при широком географическом разбросе. От Владивостока и до Минска. Второй форум прошел в 2009 году в Москве, там присутствовало более 20 человек. В 2010 году более 40 участников форума принимал Киев. И вот, в 2011 году, форум вернулся в Петербург. Петербург, Москва и Киев на данный момент это те города, где уже существуют инициативные группы, которые могут взять на себя работу, связанную с подготовкой и проведением мероприятия. При этом, естественно, вся работа делается на волонтерских основаниях.

— Сколько участников собралось в Петербурге?
— В Петербурге было около 40 постоянных участников, и еще около 30, кто приходил на отдельные заседания и работу секций. В работе нашего форума принимают участие представители различных направлений в христианстве: православные, католики, различные протестанты, мормоны, свидетели Иеговы. При этом мы просим наших участников не устраивать межконфессиональных выяснений того, чья церковь самая «истинная», а сосредоточиться на вопросах собственно христианства и тех проблем, с которыми сталкиваются верующие ЛГБТ в своих церквях.

— Какие основные проблемы  у верующих ЛГБТ?
— Традиционно на форуме обсуждается тема «Что Библия говорит и чего не говорит о гомосексуальности и бисексуальности». Неизменным интересом пользуется тема «Гомосексуальность в разных христианских церквях и движениях», когда представители разных церквей могут рассказать о богословских аспектах учения своих церквей о гомосексуальности.

Проблемы, которые есть у верующих ЛГБТ, обусловлены нашей позицией двойной стигматизации: т.е. в церквях мы стигматизированы как ЛГБТ, а в ЛГБТ-сообществе (и светском обществе) мы стигматизированы как верующие. Отсюда и проистекают проблемы. Это вопросы принятия себя, своей сексуальной ориентации. Особенно остро этот вопрос встает перед т.н. ДВР – детьми верующих родителей. Другая проблема – это проблема формирования своей идентичности ЛГБТ-христианина как позитивной идентичности, а не стигматизированной, от которой нужно избавляться. Вопросы камин-аута, т.е. открытия своей сексуальной ориентации другим людям (родным, друзьям, своим общинам), и реакция со стороны этих людей. К сожалению, нам известны случаи крайней гомофобной реакции церковных общин, когда совершивших камин-аут людей не просто отлучали от церкви, а начинали «лечить» или «изгонять бесов», подчас довольно изуверскими способами.

Вопросы поиска партнера и построения семейных отношений – не менее актуальная тема для верующих ЛГБТ. Большинство людей в нашей культуре, а в церквях — подавляющее большинство, воспринимает других людей, с которыми они общаются, по умолчанию гетеросексуальными. Поэтому в церковных общинах предполагается, что мужчины и женщины находят друг друга и создают семьи. ЛГБТ-христиане этой возможности лишены, поскольку вынуждены скрывать свою ориентацию.

— Возможно ли появление в России религиозных организаций ЛГБТ, наподобие «Общества сотника Корнилия» на Украине?
— Наша позиция в том, что мы не создаем отдельные религиозные общины для ЛГБТ. Мы верим в то, что ЛГБТ являются неотъемлемой частью своих религиозных общин и будут приниматься именно в них. Но для этого нужно работать. То, что делаем мы, – это создание групп общения, групп поддержки для верующих ЛГБТ независимо от религиозной принадлежности.

— Есть ли на сегодняшний день в России или на территории СНГ религиозные организации, которые принимают ЛГБТ как полноправных прихожан?
— Такие общины есть. Если говорить о протестантах, то это квакеры. Среди альтернативных православных церквей это общины свящ. Якова Кротова и Объединение Общин Апостольской Традиции (еп. Дионисий Бондарчук). Все остальные церкви, в особенности РПЦ Московской Патриархии, баптисты, пятидесятники и даже лютеране (не говоря уж о католиках) относятся к ЛГБТ словно к людям второго сорта: больным, извращенцам, законченным грешникам.

Источник: Владимир Егоров, 812′ Online

Оставить Ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*